Готический роман - что это такое?
Автор: Татьяна Приданникова
Готический роман (анг. The Gothic novel) - роман
"ужасов и тайн", - появился в западно-европейской и американской
литературе второй половины 18 и первой половины 19 веков. Отличительными
чертами готического романа явились тематика и философия "мирового
зла" и изображение сверхестественного, загадочного, мрачного.
Сюжеты, как правило сводятся к таинственным преступлениям, герои
отмечены печатью рока и демонизма.
Создали готический роман английские писатели Гораций
Уолпол, Анне Рэдклиф, Уильям Бекфорд, М. Льюис, Мэтьюрин, во Франции
в этом жанре успешно работал Жак Казот. Готический роман оказал
влияние на становление европейского романтизма (Байрон, Скотт, Гофман)
и американского (Эдгар По).
"Замок Отранто" Горация Уолпола открывает
собой длинную серию популярного "готического романа",
развитых Вальтером Скоттом в средневековые романы. Он относится
к эпохе "предромантизма".
Гораций Уолпол (1717-1797), - сын английского премьер-министра
сэра Роберта Уолпола, графа Оксфордского, - окончил аристократический
колледж в Итоне, учился в Кембридже, потом работал профессором Кембриджского
университета и был выдающимся знатоком средневековой старины, сыграл
существенную роль в художественном развитии возрождения "готики".
В те времена термин "готический" был синонимом "варварский",
т. е. принадлежащий гота, разрушившим античную культуру и классическое
искусство. Уолпол даже свой дом перестроил в "готическом стиле".
Эти увлечения "готикой" проявились и в его последующих
книгах, ярким представителем которых явился роман "Замок Отранто"
(1764 г.). Автор рассматривает роман как попытку синтеза двух типов
романов - старинного и современного, фантастического и реального.
Из рецензии Вальтера Скотта: "...в "Замке Отранто"
он стремился соединить рассказ о невероятных событиях" и величавую
манеру повествования, свойственную старинным рыцарским романам,
с тем тщательным изображением персонажей и борьбе чувств и страстей,
которое отличает или должно отличать роман нового времени... Эта
фантастическая повесть по справедливости была оценена не только
как первая и удачная попытка создать некий новый литературный жанр,
но и как одно из образцов произведений нашей развлекательной прозы".
Начало романа стремительно: гигантский шлем с черными
перьями похожий на шлем черной мраморной статуи Альфонсо в его усыпальнице
падает посреди замкового двора и убивает своей тяжестью Конрада
в утро его свадьбы с Изабеллой, Дальше чудеса следуют за чудесами.
В одной из комнат замка появляются закованные в железо рука и нога
невадомого гигантского рыцаря. Портрет Рикардо сходит со стены,
чтобы остановить своего внука, преследующего Изабеллу. Когда потомок
и законный наследник Альфонсо приходит в его надгродную часовню
для свидания с дочерью Манфреда, из носа каменной статуи падают
кровавые капли.
Здесь превалирует идея "рока", справедливого
морального возмездия. Главное художественное значение имеет в романе
сам средневековой замок. По словам Вальтера Скотта: "Никогда,
быть может, феодальная тирания не была олицетворена лучше, чем в
образе Манфреда. Он отважен, хитер, коварен, честолюбив, как многие
властители тех мрачных варварских времен, но не лишен остатков совести
и естественных чувств, что заставляет нас до известной степени сочувствовать
ему, когда гордыня его иссякнет, а его род гибнет. Благочестивый
монах и кроткая Ипполита удачно противопоставлены себялюбивому и
деспотичному князю. Теодор - обычный, юный герой романтической истории,
Матильда же полна такой нежной прелести, какой редко отличаются
герои подобных сочинений". Разговоры слуг выдержаны в комическом
бытовом тоне.
В 18 веке роман неоднократно переиздавали, переводили
на все европейские языки, была масса подражаний, например, повесть
Клары Рив "Старый английский барон" или романы Анны Рэдклифф
"Удольфские тайны" и "Итальянец". В романах
последней был существенно развит образ узурпатора Манфреда из "Замка
Отранто". Историческая сторона этого романа получила дальнейшее
развитие в романах Вальтера Скотта "Айвенго" и др. Техника
сюжетной тайны (рождения или преступления) развивалась в романах
Диккенса "Холодный Дом", "Тайна Эдвина Друда"
и Уилки Коллинза "Женщина в белом", "Лунный камень".
Другим произведением Уолпола была трагедия "Таинственная
мать" (1769), написанная также в стиле "готики".
Действие в ней перенесено в обстановку условного средневековья.
Тайной является кровосмесительная связь героини, графини Нарбонской,
которая в день кончины мужа соблазняет собственного сына, переодевшись
в платье своей камеристки, его возлюбленной, плодом их встречи является
Аделиза, которую мать воспитывает в незнании этой тайны, проводя
все свои дни в покаяниях и молитвах. Возвращение сына, также оставшегося
в неведении о причине своего изгнания из замка, и его любовь к своей
дочери и сестре Аделизе приводит к раскрытию тайны графини и к трагической
развязке.
Таким образом превращение рокового возмездия античной
трагедии в темную, непреодолимую для человеческой воли таинственную
силу характера для готических традиций эпохи романтизма.
Уильям Бекфорд (1760-1844) - зачинатель романтического
ориентализма, романтики востока. Его предки жили на Ямайке, потом
в Англии, его отец был лордом - мэром Лондона. Уильям состоял в
родстве по линии матери со знаменитой Эммой Гамильтон (женой посла
Англии в Неаполе и возлюбленной адмирала Нельсона). Он был самым
богатым сыном после смерти отца в Англии. Зная множество иностранных
языков, юриспруденцию, философию и прочее, объездил всю Европу в
молодости. Политический скандал, раздутый его противниками, не дал
ему сделать карьеру.
Бекфорд написал множество путевых очерков и заметок
во время своих путешествии, сделал много переводов сказок типа "Тысячи
и одной ночи". "Ватек", - единственное произведение
Бекфорда, пережившее его автора, написан в 1782 году.
Халиф Ватек вслед за своей матерью, колдуньей Каратис,
постепенно все более подчиняется власти демонических сил, завлекающих
его после длинного ряда кровавых преступлении в "пламенные
чертоги" Элбиса, падшего ангела, Люцифера мусульманской мифологии,
где он находит заслуженную кару. Жестокие, страшные и отвратительные
сцены, участником которых он становится на пути своем к гибели,
является воплощением зла, царящего на земле. Гибель Ватека порождена
его гордыней, тщеславием, жаждой наслаждения, безграничным своеволием
- его демоническим аморализмом. Но по традиции обязательна и мораль.
В романе она звучит так: "Такова была и такова должна быть
кара за разнузданность страстей и за жестокость деяний; таково будет
наказание слепого любопытства тех, кто стремится проникнуть за пределы,
положенные создателем познанию человека; таково наказание самонадеянности,
которая хочет достигнуть знаний, доступных лишь существам высшего
порядка, и достигает лишь безумной гордыни, не замечая, что удел
человека - быть смиренным и несведущим".
Влияние Бекфорда сказалось на творчестве Байрона
("Чайльд-Гарольд", "Гяур").
Жак Казот, французский писатель (1719), учился
в колледже иезуитов, изучал право. В 1741 году пробует силы в литературе.
Много путешествовал, жил на острове Мартиника 12 лет. В 1759 году
вернулся во Францию. В последние годы жизни стал членом "Масонского
ордена".
Его "Волшебные сказки "Кошачья лапка"
(1741) и "Тысяча и одна глупость" (1742) - восточная экзотика
и фантастика с налетом эротики. Позже были написаны поэмы "Новая
Рамеида", "Ольвье", романы "Импровизированный
лорд", "Ракель, или Прекрасная иудейка". Последнее
произведение Казота - "Продолжение 1001 ночи".
Повесть "Влюбленный дьявол" - первое
по времени романтическое повествование с элементами фантастики того
времени: увлечения алхимией, магией и Каббалой, поиски "философского
камня". В этих повествованиях мир сильфид, эльфов, "духов
стихий". Они присутствуют в душе человека и являются ему воплоти.
Мир духов в повести выступает как реально существующий. Все действие
"Влюбленного дьявола" строится на борьбе дона Альвара,
воспитанного в добрых традициях здравого смысла и дворянского кодекса
чести, с иррациональным началом, воплощенным в его соблазнительнице
Бьондетте создании, порожденном его собственным случайным капризом
и самоуверенным бахвальством во время таинственного приключения
в развалинах Портичи.
Эта повесть дала толчок для подражания Шарлю Нодье
в новеллах "Трильби", "Смарра" и других, Женуару
де Нервалю, Бодлеру, Аполлинеру.
Более поздние создателем готических романов был
Густав Майринк (1868 - 1932), незаконнорожденный сын актрисы Марииг
Майер и государственного министра Карла фон Фарнвюллера. Путешествуя
с театром, в котором работала мать, Густав учится в гимназиях Мюнхена,
Гамбурга и Праги. В 1888 году окончил Торговую Академию в Праге.
Во время путешествии по Европе встречается с разными представителями
европейских оккультных школ, в частности с группой Джулиано Креммерца
"Цепь Мириам". Эта встреча отразилась в дальнейшем в произведениях,
связанных с идеями и техникой школы Креммерца, особенно на романе
"Голем", который вышел в 1915 году и принес тут же автору
невероятный успех.
По нему ставились спектакли и снимались экспрессионистские
фильмы. Сразу же после этого Майринк публикует роман "Зеленый
лик" и сборник рассказов "Летучие мыши". В 1917 году
пишет роман "Вальпургиева ночь", в 1921 - роман "Белый
Доминиканец", а в 1927 году последнюю книгу "Ангел западного
окна". За это же время издает пять томов учрежденной им самим
серии "Романы и книги о магии".
В романе "Голем" пропорции между таинственным
миром потустороннего, социальным гротеском, детективным сюжетом
наиболее совершенны. В романе описывается фантастическая история,
в которой начало совпадает с концом, образуя замкнутый иероглиф
тайны. Этот аспект творчества идентичен его жизни: вечное отражение
в ритмическом возвращении одного и того же, облекаясь в различные
внешние маски.
В центре романа "Вальпургиева ночь" также
демонический мир "скорлупы", в котором почти нет места
духовным персонажам. Здесь Майринк описывает инфернальностью происходящего,
гротескную чудовищность обычного, лишенного зерна истинно духовной
жизни.
Символ романа - бродячий актер Цркалдо (по-чешски
"зеркало"), т. е. это психическое зеркало, здесь он такой
же, как Голем, разоблачающий и тревожный труп. Каждому персонажу,
с которым Цркалдо сталкивается, он показывается в обличий некоего
человека, образ которого тревожит душу персонажа в связи с какой-либо
тяжкой виной, терзающей его. Например, барон Эльзенвангер видит
в нем брата, у которого он отнял наследство; пражские рабочие-анархисты
видят в нем Яна Жижку, бунтаря и вождя гуситов, и делают его своим
вождем востания.
Только персонажам, чья душа чиста, Цркалдо представляется
образом любимого (Богемская Лиза) или Ламаистом из Средней Империи
(Флугбейль), открывая перед ними завесу в иной мир.
В конце романа все воплощения Цркадло сливаются
в фигуру Люцифера, истинного хозяина мира "скорлуп". Он
ведет пустые "скорлупы" градчинской аристократии (графиня
Зарадка, барон Эльзенвангер, советник фон Ширндинг и другие) к решающей
черте - космической Вальпургиевой ночи и над миром раздается грохот
барабана Люцифера. Здесь Градчина - это мир аристократов, и Люцифер
ведет туда рабочих и завистливых лакеев из Праги для завоевания
Градчины толпой, которую Майринк так же считает только "скорлупами"
без содержания, как и аристократов.
Густав Майринк относится к литераторам, творческий
жанр которых можно определить как "черный романтизм".
К ним относятся также немец Эверест, австриец Кубин, французы Рэ,
Сеньоль, американец Лавкрафт, русские Соллогуб, Андреев и другие.
Продолжают эту традицию во второй половине 19 века Эдгар По, Нерваль,
Лотреамон, Бодлер, Гюисманс, Уайльлд. "Черный романтизм"
лежит у истоков "черной фантастики" 20 века (Хичкок, Блох)
и сюрреализма. В последнее время многие писатели возвращаются к
этому жанру. Современные создатели произведений в жанре "черного
романтизма" - фильм ужасов "Ребенок Розмари" Романа
Полянского, роман Д. Зельцера "Знамение" и другие.

|